письмо ффомс от 03.11.1999 г. № 5545/30-3/и

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 3 ноября 1999 г. N 5545/30-3/и
О МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в связи с поступающими из территориальных фондов ОМС обращениями по вопросам медицинского страхования иностранных граждан и оплаты за предоставленную им медицинскую помощь из средств обязательного медицинского страхования, в соответствии с разъяснениями Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы России, сообщает следующее.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное.
Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Определение понятий «постоянно проживающий» и «временно пребывающий» иностранный гражданин содержится в статье 5 Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24.06.81 N 5152-х (в редакции Федеральных законов от 19.05.95 N 82-ФЗ, от 15.08.96 N 114-ФЗ). Согласно данной статье к постоянно проживающим в России иностранным гражданам относятся лица, имеющие соответствующее разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

КонсультантПлюс: примечание.
Закон СССР от 24.06.1981 N 5152-X утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ.

Иностранные граждане, находящиеся в Российской Федерации на ином законном основании, считаются временно пребывающими. Они въезжают на территорию России по действующим документам и обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы в органах внутренних дел и выехать из Российской Федерации по истечении определенного им срока пребывания.
Указанные толкования понятий «постоянно проживающие» и «временно пребывающие» иностранные граждане применяются ко всем категориям иностранцев, в т.ч. к гражданам государств – участников Содружества Независимых Государств, и безотносительно к тому, занимаются ли эти лица трудовой деятельностью в Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии со статьей 7 вышеупомянутого Закона иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут работать в качестве рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленном для граждан Российской Федерации. Временно пребывающие в России иностранные граждане могут заниматься трудовой деятельностью в Российской Федерации, если это совместимо с целями их пребывания в России.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» от 07.12.91 N 1998-1 (в редакции Федерального закона от 04.05.99 N 95-ФЗ) к физическим лицам, имеющим постоянное местожительство в Российской Федерации, относятся лица, проживающие в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.

КонсультантПлюс: примечание.
Закон РФ от 07.12.1991 N 1998-1 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ за исключением части 3 статьи 12 в части продажи ценных бумаг, которая утрачивает силу с 1 января 2002 года.

Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.12.93 N 2146, предусмотрено, что в проектах трудовых контрактов или других документов о намерении привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию, предоставляемых работодателями в Федеральную миграционную службу России, условия, оплата и охрана труда иностранных граждан, их социальное обеспечение и страхование определяются нормами законодательства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами.
Правовые нормы, предусмотренные Положением о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.98 N 1488, не вносят изменений в существующий порядок, касающийся обязательного медицинского страхования иностранных граждан, установленный нормативно – правовой базой по обязательному медицинскому страхованию. Кроме того, действие данного Положения не распространяется на иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, но работающих в Российской Федерации по трудовым договорам (подпункт «б» пункта 2 Положения).
В соответствии с Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018, плательщиками страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования являются организации, учреждения, предприятия независимо от форм собственности и организационно – правовых форм деятельности, в т.ч. предприятия с иностранными инвестициями. При этом плательщики страховых взносов (платежей) подлежат обязательной регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, устанавливаемые настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора.

КонсультантПлюс: примечание.
Инструкция, утвержденная Приказом ФФОМС от 25.04.1996 N 36, утратила силу в связи с изданием Приказа ФФОМС от 23.08.2000 N 70. Приказом ФФОМС от 08.05.2009 N 97 утвержден новый Порядок организации проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования межтерриториальных расчетов за медицинскую помощь, оказанную гражданам в РФ вне территории страхования по видам, включенным в базовую программу обязательного медицинского страхования.

Соответственно, при занятии иностранными гражданами трудовой деятельностью в Российской Федерации обязательное медицинское страхование и выдача им страховых медицинских полисов обязательного страхования осуществляется наравне с другими работниками данных предприятий, учреждений и организаций, а срок действия страхового медицинского полиса обязательного страхования определяется сроком действия заключенного с иностранным гражданином трудового договора (контракта). При этом положения Инструкции о порядке финансовых расчетов между территориальными фондами ОМС за медицинскую помощь в объеме Базовой программы ОМС граждан Российской Федерации, оказанную за пределами территории страхования граждан Российской Федерации, утвержденной Приказом Федерального фонда ОМС от 25.04.96 N 36, в части указания в реестре номера и серии паспорта, в случае отсутствия у гражданина страхового медицинского полиса обязательного страхования, в отношении вышеупомянутых иностранных граждан не применяются.
Одновременно сообщаем, что согласно Федеральному закону «О беженцах» от 19.02.93 N 4528-1 (в редакции от 21.07.98 N 117-ФЗ) лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 8 Закона).
Соответственно, обязательное медицинское страхование иностранных граждан и членов их семей, прибывших в Российскую Федерацию по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О беженцах», осуществляется на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, в случае установления им органами Федеральной миграционной службы России юридически статуса беженца и выдачи соответствующего удостоверения. При этом страхователями для неработающих иностранных граждан, признанных беженцами, являются органы исполнительной власти, местная администрация.

Оставить комментарий

 

Апрель 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930