WWW.TVER.AIF.RU «АиФ в Твери», № 29, 2009 г.

Информация – ключ к здоровью

и дать ее должен врач в полном объеме и доступной форме

ВРАЧ направляет на обследование или на операцию… Как мы поступаем в подобных случаях? Как правило, делаем то, что нам скажут, не всегда понимая, действительно ли это нужно и какие последствия нам грозят. Спрашивать врача не совсем удобно: он занят, да и не принято его подробно расспрашивать об используемых методах лечения. МЕЖДУ тем задавать вопросы перед медицинскими манипуляциями можно и нужно,и отвечать на них врач обязан.Не многие знают, что такое право пациента закреплено законом, а именно «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан»(статьи 30 – 34). Там чётко прописано, что пациент имеет право на информацию о состоянии здоровья, а также выражение согласия либо отказа на медицинское вмешательство.Как эти права реализуются на практике и что они дают пациенту? Об этом мы беседуем с директором Тверского филиала медицинской страховой компании «Макс-М» Валерием ОСИПОВЫМ.

Не навреди!

- ВАЛЕРИЙ Семёнович, в чём суть перечисленных прав пациента?
-Каждый человек имеет право на информацию о состоянии своего здоровья. Иными словами, врач обязан объяснить пациенту в доступной форме, какой диагноз ему поставлен, что показали результаты обследования, каков прогноз, методы лечения и связанные с ним риски.Кроме того, необходимым условием любого медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина.В большинстве случаев (кроме ситуаций, определённых законом) проводить медицинские манипуляции без разрешения пациента нельзя. Право на отказ от медицинского вмешательства имеет каждый из нас. Как всё это реализуется на практике?
- Врач, назначая лечение и контролируя его результаты,должен вести диалог с пациентом, помнить о его правах и уважать их. Проводя какие-либо медицинские манипуляции, пациента необходимо предупреждать о возможных неприятных ощущениях, аллергических реакциях, осложнениях .«Не навреди!» – это должно стать главным принципом каждого врача. Давая как можно более полную информацию о заболевании, методах лечения, медицинских процедурах,врач, по сути, оберегает здоровье пациента. Человек психологически готовится к возможным последствиям, принимает более осознанные решения, касающиеся своего здоровья.
- Соблюдается ли это право пациента в медицинских учреждениях нашего региона?
- Как правило, да. Врачи стараются устно объяснять пациентам суть заболевания и лечения, а во многих больницах перед операцией подписываются специальные бланки, где спрашивается согласие на медицинское вмешательство, оговариваются его условия и последствия. Всё меньше ошибок встречается при оформлении медицинских документов.  Тем не менее многим из нас приходилось выходить из врачебного кабинета, до конца не поняв, от чего и как нас лечат. Зачастую люди сталкиваются с неожиданными осложнениями, о которых они не были предупреждены. Почему это происходит? У некоторых врачей, к сожалению, сложился неправильный подход к пациентам. Есть доктора, которые искренне считают, что пациенту необязательно знать подробности лечения болезни и пациенты должны полностью доверять им.Вопросы пациентов воспринимаются с обидой или негодованием. Однако таким медикам необходимо помнить, что право пациента на информацию определено законом, и амбиции здесь ни при чём.
- ВРАЧЕЙ тоже можно понять: в приёмной – очередь, и в спешке можно забыть сообщить пациенту что-либо важное. Самое оптимальное, когда у врача выработан стандартный порядок действий, применяемый к каждому пациенту. Врач чисто автоматически должен спросить пациента об аллергических реакциях,прошлых осложнениях после медицинских вмешательств и поинтересоваться: «Есть ли у вас вопросы?» Ещё одной причиной нарушения прав пациента на информацию может стать низкая квалификация врача.Врач не способен ответить на вопросы, если не знает на них ответа. В таком случае необходимо повышать свой профессионализм. А как же иначе? Но если пациент понимает, что нарушаются его права,с этим нужно как-то бороться!- Конечно. Не стесняйтесь расспрашивать доктора обо всём, что вас интересует! Если он отказывается отвечать на ваши вопросы, обращайтесь к заведующему отделением или главному врачу. Если и это не помогает, звоните в консультативно-диспетчерский центр «Макс-М» по тел.: 8-800-333-7703 (круглосуточно). Звонок бесплатный.- А часто ли к вам поступают подобные жалобы? Очень редко. И это обусловлено не только тем, что врачи действительно стараются уважать в пациенте личность, но и низкой правовой грамотностью самих пациентов. Большинство из них не знают о своих правах и не подозревают, что они нарушаются. Повышать правовую грамотность пациентов необходимо. Обсуждение этой темы на страницах газеты «АиФ в Твери» способствует выполнению такой задачи.

Советы пациентам:

Проходя обследование, пациент имеет право получить чёткую информацию, что это за процедура и почему она необходима.Если врач направляет вас на операцию,поинтересуйтесь:
✔ действительно ли она вам необходима или можно вылечить
данное заболевание консервативными методами;
✔ можно ли её отсрочить или операцию нужно сделать в ближайшее время;
✔ какой эффект ожидается;
✔ какими могут быть последствия для здоровья в случае отказа от операции;
✔ какой способ обезболивания будет применяться;
✔ какие побочные эффекты и осложнения могут возникнуть
после операции;
✔ как долго и каким образом будет проходить восстановительный период, каких ограничений вам придётся придерживаться;
✔ существуют ли альтернативные методы проведения подобных операций и в чём их суть.
Не забудьте также проинформировать врача об аллергических
реакциях и других особенностях вашего организма. Всё это поможет вам принять правильное, взвешенное решение, необходимое для сохранения собственного здоровья.
Документы, смысл и цель которых вам не понятны, подписывать не нужно. Необходимо получить аргументированное разъяснение от врача-специалиста или руководителя медицинского учреждения по
всем сомнительным пунктам документа. Если на уровне лечебного учреждения объяснение получить не удалось, обратитесь за помощью в консультативно-диспетчерский пункт «Макс-М».
Ситуация

Мужчине сделали операцию, после которой он месяц провёл на больничном, а он рассчитывал выйти на работу через две недели. Должен ли был врач проинформировать его о длительности восстановительного послеоперационного периода?
Ответ
Врач должен был сообщить пациенту о предполагаемом времени восстановления после операции, исходя из средних, статистически определённых сроков. Следовало также предупредить о возможных осложнениях, при появлении которых длительность реабилитации увеличивается. Абсолютно недопустима ситуация,когда врач, стремясь избежать ответственности или полагаясь на авось, скрывает от пациента, что после операции возникли осложнения или побочные эффекты.
Ситуация
У женщины обнаружилась киста на десне, и врач предложил её вырезать хирургическим путём. Должен ли он сообщить пациентке, что существуют и другие способы лечения, например, лазером?
Ответ
Должен, если лечение лазером действительно подходит для данного конкретного случая и если такой способ предлагают государственные медицинские учреждения. Если же лечение лазером предлагает ся в частных клиниках, то врач, исходя из своих знаний, может сообщить об этом пациентке однако он не обязан это делать. При этом врач не должен преследовать корыстные цели, а действовать только в интересах больного.

Оставить комментарий

 

Апрель 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930